воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Буллинг по-взрослому, или когда победителей нет

В последнее время о буллинге говорят достаточно много и громко.  Психологи, которые вроде бы знают, как решить проблему и нейтрализовать негативные последствия этого действия. Родители, у которых теоретических знаний и практических навыков меньше, но сильно желание помочь своему ребенку и защитить его. Дети, оказавшиеся в роли жертв и всеми силами пытающиеся вырваться из создавшейся обстановки.
Но вот в чем вопрос: а только ли одноклассники устраивают в школе травлю отдельно взятого ребенка?
Как быть, если моральные страдания и глубокие психологические травмы наносит не сосед по парте, а учитель?  Который, по идее, должен бы сеять разумное, доброе, вечное. Но по каким-то причинам в итоге засевающий пытливые детские умы исключительно бурьяном и лебедой.
Когда с такой ситуацией сталкиваешься впервые, твоей реакцией становится отрицание. Потому что … да не может же такого быть. Учитель – он ведь мудрый и опытный. Он должен разбираться в конфликтах, не давать им разгораться, сглаживать острее углы.  А не провоцировать внутриклассные междоусобицы.
Потом очень тяжело не скатиться к мысли что твой ребенок, собственно, сам виноват.  Что если бы он был поумнее, немного усидчивей и чуть-чуть спокойнее, ничего бы и не случилось. Взгляд тирана  просто скользнул  бы по нему без последствий и упал на кого-то другого.
И требуется очень много усилий, чтобы не встать на скользкую дорожку потакания  такому недопедагогу, надеясь на то, что если его как-нибудь задобрить и чем-нибудь умаслить, он ослабит хватку своих челюстей или вцепится в следующую жертву.
Такие меры не помогут, не защитят и не дадут никаких положительных результатов. Наоборот. Мучитель почувствует вкус крови и сладость победы. И будет грызть вашего ребенка с удвоенной силой.
Ну и что же тогда делать, спросите вы. И этот вопрос может надолго остаться без ответа. Слово «ничего» приведет психику вашего ребенка в бездну. А на любые активные действия школа тут же ощерится волчьим оскалом. Потому что… ну не отдавать же своего педагога на растерзание каким-то «психическим» мамашке и папашке. (А в том, что вы в один момент станете «психическими», можете даже не сомневаться. У работающего в родных стенах педагога есть уйма времени и возможностей вывернуть каждое слово наизнанку).
И если вы не боец, то видя, как учитель регулярно пинает вашего ребенка, берите его в охапку и переводите как минимум в другой класс. Или, что гораздо надежнее, в другую школу.  Потому что от встреч в коридорах или в столовой родной школы с уже бывшем учителем ученик не застрахован.
А если вы решили объяснить учителю, что он, собственно, не прав, то вам придется запастись терпением, валерьянкой  и большим промежутком времени. Тут нет универсального рецепта, способного привести к вашей победе. Напротив, готовьтесь к тому, что боевые действия, какой бы степени активности они не были, оставят после себя футбольные поля выжженных нервных клеток с обеих сторон.
Еще найдите хорошего психолога для своего ребенка. Который научит снимать напряжение и держать удар. И занятие вне стен школы, помогающее переключиться и абстрагироваться (что угодно, от борьбы до макраме, лишь бы ребенок видел, что бывают и другие учителя у которых, простите, с психикой и поведением все в порядке).
Потом постарайтесь задать администрации четкие, ясные и обоснованные вопросы о причинах такого отношения к вашему ребенку. Помните, что для этого должны быть неопровержимые факты, а не лепет из разряда «одна баба сказала», который к письменному вопросу не пришьешь. (Почему вопрос должен быть письменным? Да потому, что следов в канцелярии у нас  в государстве боятся как огня. Потому что если вы в решите в процессе конфликта обратиться куда повыше, то первое, что начнут смотреть – как и какими способами вы пытались решить ситуацию на месте. И если нет конкретных свидетельств, говорящих об этих попытках, то вас просто отфутболят обратно в школу телепаться в уже известном болоте, с той лишь разницей, что болото будет очень разозленным).
И постоянно помните о том, что в то время как вы ищите пути выхода из кризисной ситуации, противная сторона тоже не сидит без дела. Она ищет болевые точки, чтобы покрепче вцепиться в них и в вас. Часто задерживаетесь на работе? Никому не интересно, что вам нужно думать о средствах к существованию.  Зато сразу можно сказать, что не уделяете время ребенку и он растет как травинка в поле. Решили выпить шампанское на Новый год? Да еще с компании друзей? Отлично! Притон со сборищем алкоголиков – самое верное определение этому мероприятию. 
Прицепиться можно к чему угодно. К тому, что у ребенка нет отдельной комнаты и к тому, что у вас один на двоих письменный стол. К тому, что вы   в разводе или решили разок поскандалить в браке. К тому, что у вас в морозильнике нет годового запаса говядины и вы все вместе целую вечность не ходили в кино.
Вам придется постоянно помнить, что в этой борьбе за вами нет никого. А за спиной учителя-тирана как минимум социальный педагог и педагог-психолог. Просчитывать каждый свой шаг. Оценивать каждое свое слово.  И не один день ходить по лезвию ножа.
Но не это главное. Главное – что ваш ребенок почувствует поддержку семьи. Он поймет, что не остался один на один с проблемой.  Что ему доверяют и его могут защитить.
У меня ушел год. Целый бесконечный год тяжелых, изнуряющих действий направленных на то, чтобы моего ребенка как минимум оставили в покое, позволив просто без лишней нервотрепки заниматься любимым делом. Год с того момента как она, поверив, что ее достижения важны и интересны учителю так же, как тренеру, принесла в класс свои медали. Но «какое-то там скалолазание» стояло даже не на последнем месте в шкале ценностей педагога, а было вышвырнуто далеко за пределы этой самой шкалы. Тренировки и поездки на соревнования моего ребенка были по большому счету досадным недоразумением, препятствующим стопроцентной явке на субботние мероприятия.
Что помогло мне добиться по крайней мере перемирия и неприкосновенности для моего ребенка? Проходящие сейчас Олимпийские игры и справки, которые регулярно выписывал наш тренер, подтверждающие, что ребенок не может посетить школу в субботу по объективным причинам (с приложением билетов в оба конца).
Про то, что Катя ничем не хуже других детей, серьезно занимающихся спортом, пусть на ее дипломах и не стоит номер школы, вспомнили учителя физкультуры, проводившие у нее уроки в прошлом году.

Вчера мой ребенок наконец услышал от педагогов нашей школы что им и его победами гордятся. И я искренне надеюсь, что это услышала не только Катя.




Комментариев нет:

Отправить комментарий