Мир, не проходящий мимо



По прогнозам обещали дожди. Небо еще с утра затянуло тучами. Мы проводили папу на работу и прилипли к дивану, решая, стоит ли собираться на прогулку, или можно сразу махнуть на нее рукой.
— Эх, - горестно вздохнула Катя, — как жалко, что у нас нет зоопарка. Как в Минске или в Могилёве. Вот если бы был, мы бы успели познакомиться с живой природой до дождя. А так ведь пока доедешь…
— Хорошенькое дело, — встрепенулась я. — А что мы, по-твоему, все это время помимо поездок в Минск и Могилёв делали? На печи безвылазно сидели? Белого света не видели?
— Ну, не сидели… Но ведь в зоопарке можно на зверей разных посмотреть. А у нас зоопарка нет, — снова вздохнула дочь.
— Собирайся, — предложила я. — Пойдем смотреть на привычные вещи, мимо которых ты ходишь каждый день, и открывать новые горизонты. Будем просто бродить и наблюдать.
Мы сложили в детский рюкзак все нужное и не нужное, достали зонты и отправились на покорение живой природы. А чтобы увиденное не стерлось из Катиной памяти, я предложила ей захватить старый фотоаппарат. Это маленькая мыльница, неудачно оброненная на дорожку в Бахчисарайском парке миниатюр несколько лет назад, уже давно заменена новой зеркалкой, однако оставлена именно для Кати. Чтобы маленький человек учился снимать, чтобы она сама выбирала, что ей интересно. Да и запоминает она наши  вылазки и путешествия намного лучше, если фотографирует сама.
Путь лежал в ближайший парк, который находится всего в одной остановке от дома. Раньше это было просто определенное количество сосен. Потом, еще на границе моего детства, построили поляну сказок и даже предусмотрели простейшие аттракционы типа качелей. А за последние десять лет провели просто колоссальное облагораживание территории. Вычистили пруд. Придумали аллею влюбленных и аллею необычных скамеек. Посадили много новых деревьев. Подлатали тропинки. Даже выпустили несколько десятков белок, которые прижились и знатно размножились. В общем, что бы там кто не говорил, постаралась администрация для людей на славу, нужно отдать ей должное.
А еще в парке построили церковь. И самый первый настоятель решил, что неплохо было бы организовать на территории церкви что-то вроде подворья. Чтобы люди могли позаботиться не только о своей душе, но и интересно провести время с детьми. Начиналось оно с нескольких гусей, кроликов и козы, но постепенно увеличилось и стало даже принимать на реабилитацию пострадавших диких животных. (По секрету скажу, что в один год даже троих страусов выходили, которых конфисковали на таможне совсем птенцами, но что делать дальше с птицами никто не знал, поэтому их в очень плохом состоянии передали церкви).
По дороге мы зашли на рынок, чтобы купить немного рыбы. Чуть позже станет понятно, для чего нам это было нужно.
Тучи то темнели и нависали над деревьями, то разгонялись под порывами ветра. Катя не торопилась. И это правильно. Она же и на прогулке, и в походе. К чему суетиться. Нужно исследовать каждый куст, перепрыгнуть каждую кочку, вглядеться в крону каждого дерева. Я тоже не торопилась. Раз уж решили гулять, то нужно делать это с толком и удовольствием.
Так, неторопливо подойдя к церковным воротам, мы дождались первых капель дождя. Пока посмотрели на родителей, разбегавшихся с колясками и малышами по укрытиям, пока раскрыли свои зонтики, пока решили, что же нам делать дальше, дождь и закончился. А знакомство с ЖИВОЙ природой началось.
Первой нас встретила американская красноухая черепаха. Кто и когда запустил этих черепах в местный пруд, мне доподлинно неизвестно. Однако ж они почувствовали себя в нем весьма вольготно и за несколько лет размножились едва ли не больше белок. Пока одна из них грелась на солнышке, штуки три, а то и четыре плюхались в мутной воде, поедая батон, который им щедро крошили дети. (Я, правда, не уверена, что их пищеварительная система в порядке после таких обедов, но самим черепахам, похоже, не до подробностей). Пока Катя пыталась изловчиться  сфотографировать ее с самого хорошего ракурса, я рассказала ей, что черепахи относятся к классу пресмыкающихся, и находятся в одной компании с ящерицами и крокодилами. Ящериц мы видели уже много раз, а вот знакомиться поближе с крокодилом ни я, ни она желанием не горели.

После черепахи наступила очередь косули. В начале лета ее привезли толи из лесничества, толи кто-то из охотников. Совсем маленькую, квелую и слабую. Выходили. Выкормили. Выпустили на скотный двор к остальным питомцам. Особой резвостью она не отличается, но, может, это и к лучшему для других обитателей. Пока Катя кормила ее собранными ветками и листьями, сорванными ветром с деревьев, я успела рассказать про класс млекопитающих, названный так потому, что животные, в него входящие, выкармливают своих детенышей молоком. И намекнула, что коза, ждущая свою порцию  травы и захваченных из дома яблок, относится к тому же классу. (Не смотря на педагогический аффект в дебри классов и подклассов вдаваться не стала, потому что пятилетнему ребенку это не очень-то и нужно, да и сама еще не успела в них разобраться, я ведь не биолог ни разу).


Гуси сегодня оказались или очень сытыми, или очень гордыми. Ушли вглубь двора и только изредка подавали голос.
А вот индюк был очень даже общительным. Поклевал батон, потряс головой, распушил перед нами перья и позировал минуты три.

Потом наступило самое интересное. Помните, мы заходили за рыбой? Это лакомство предназначалось аисту, который тоже живет на подворье. Его, как и косулю, принесли сюда битым-перебитым и едва живым. Уж не знаю даже, как выхаживали. Но выздоровел, отъелся и стал красавцем писаным. Очень добрый и очень ласковый. Никогда никого не клюнул. Пищу из руг всегда забирает нежно и деликатно, хотя клюв его выглядит острым и устрашающим. Редкая умничка эта птица.  Жаль только, что от детишек печеньки перепадают ему намного чаще рыбы. Но он к этому, видимо, привык так же, как косуля и черепахи.


Рыбу учуял сразу. Мы еще пакет раскрыть не успели, как перестал интересоваться печеньем и подошел к нам. Катя сначала побаивалась. Она каждый раз на его клюв смотрит с подозрением. Ну да это и к лучшему. Клюв – большой и острый, а не все аисты ручные. (У нас на даче на одной только нашей улице четыре гнезда). Я доставала первых рыбех и подавала, держа за голову. А он нежно-нежно забирал их из рук и очень быстро проглатывал, укладывая в клюв. Пока Катя решилась – рыбы почти и не осталось.

Руки грязные, мокрые, пахнущие. А сфотографировать-то все равно хочется. Снимала уже как могла, держа фотоаппарат чуть ли не двумя пальцами, исследователь мой маленький.
Пока мы отмывали руки, я намекнула, что природа ведь не только живая бывает. Но и еще всякие разные … аналоги, что ли… человеком сделанные. Катя думала-думала и поняла. Да и как было не понять, если как раз напротив краника стояла скульптура лягушки, а на ветру на струне трепетала бабочка. Живое-неживое зашло на ура.





А как не зайти к кроликам? Их ведь целый подземный город, вырытый собственными лапами в огромной куче песка. Лазы, ходы и переходы. Тоннели, коридоры и лабиринты... Вот уж кто конкурент самим кротам, но и выглядит интереснее, и намного общительнее.
После подворья мы отправились покорять на самом деле дикий-дикий мир. И обнаружили в пруду большую стаю уток. Сдается мне, что это были дикие кряквы. Пока бросали им сваренное вкрутую яйцо, я снова не удержалась и завела разговор про класс птиц, к которому относятся и утки, и гуси, и вороны, прыгающие по берегу, и голуби, и синицы с воробьями.  Припомнили много кого. Даже снегиря.







Покормив уток, наткнулись на котов. Не живых, но таких классных. Мартовских, наверное.


Следом за котами наступила очередь белок. Совсем не пугливые, они даже лапки на наши пальцы ставили, чтобы из жмени побольше тыквенных семечек прихватить. Отбегали, закапывали их куда попало, и возвращались снова. Я  их боялась гораздо больше. Дикие звери, как не крути. Могут и цапнуть за эти самые пальцы. Кстати, печеньем и конфетами их лучше не прикармливать. От сладкого не только детские зубы портятся. А беличьих стоматологов пока в природе нет.

После белок нам повстречались бабочка, две гусеницы, толпы муравьев и коты всех возможных расцветок. Гуляли мы еще долго, пока все же начавшийся дождь домой не погнал.
Дома Катя вошла в раж и изъявила желание заново познакомиться с нашей кошкой Матрешкой. Уже как с представителем класса млекопитающих, которая хоть и вышла давно из детского возраста, молоко хлещет до сих пор. Но Матрешка отнеслась к затее весьма скептически и предпочла уйти или в подполье, или в шкаф.
С самым последним классом рыб тоже знакомились уже дома. Они хоть и не сбежали из аквариума, Катиному рвению и вспышке  не обрадовались. Поэтому уж что есть.
Только маленькая деревянная мышь была не против позировать бесконечно.
Кстати, на прогулке мы еще умудрились обсудить пищевые цепочки. Типа червяк-рыба-аист, или червяк-мышка-кошка. Поговорили о том, почему наша кошка не ест мышек. Увидели разницу между питанием диких и домашних животных. В общем, часа четыре провели весело и с пользой.
Уже перед сном Катя призналась, что раньше, проходя мимо всех этих птиц и зверей, она их как объекты, достойные повышенного внимания, не воспринимала. Ну звери и звери… Мало ли таких. А в зоопарке же все было по-серьезному. Ограда, табличка, экскурсия…
Хотя… если честно, то я бы от зоопарка у нас в городе не отказалась. Потому что до тех, что есть в других городах, добираться действительно далековато.

3 комментария:

  1. Чудесные фотографии! Мы недавно из Саратова специально ездили в Пензу, чтобы на зверюшек посмотреть... Правда, должного впечатления на сына это не произвело - все-таки мальчики народ более сдержанный.

    Спасибо за интересный, вдохновляющий блог! Заходите и ко мне - http://terra-seo.ru/ :)

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, спасибо за комментарий. Только что увидела. Даже стыдно, что столько времени не ответила. В зоопарке не столько от мальчиков и девочек впечатление зависит, сколько от самого зоопарка. У нас таких, чтобы очень достойными были, я не встречала.
    Пожалуй, только зоопарк в Чижовке, которая в Минске. И дельфинарий там же. Дельфинарий вообще впечатлил больше, чем даже в Севастополе. И меня, и дочку.
    Были в Гродно в зоопарке. Ну клетки и клетки. Звери и звери.
    Одно время хотя бы раз в год ездили в Могилев. Там зоопарк и рядом деревня мастеров. В этом году приехали к нам гости. Ну я и повезла их туда по старой памяти. Приехали и увидели, что в этом зоопарке развалили почти все. Поголовье зубров очень сильно уменьшилось. Косуль и ланей тоже очень меньше. Кабаны дикие, и те куда-то делись. Пруд не почищен.. Звери печальные. кризис, конечно... но ведь не звери же в этом виноваты.
    После этого я для себя решила, что если уж к зверушкам, то лучше пока или на сельское подворье в агроусадьбу какую, или к бабушке в деревню. Там у нас уже птичник хороший подобрался )))))
    И заходить к вам буду обязательно.

    ОтветитьУдалить
  3. Анна, аист в компании голубей очарователен. Очень хорошее место для приюта надежды.

    ОтветитьУдалить